Данная статья продолжает тему монетизации сайта при помощи Google Adsense. На дворе конец января 2016 года и вебмастера, зарабатывающие на контекстной рекламе переживают не лучшие времена - никакого сравнения с тем, что было 2-3 года назад.

По привычке работая с Adsense, веб-мастера готовы хвататься за любую соломинку, лишь бы затормозить падение доходов, не говоря уже о росте - проводят эксперименты с расположением и оформлением блоков Adsense, банят нетематическую рекламу и т.д. Но если результат и есть, то кратковременный и не слишком впечатляющий, часто в пределах погрешности. Но даже небольшой результат - это уже результат! Им очень приятно похвалиться на оптимизаторских форумах и внести во всеобщее уныние искру надежды - "а вдруг и мне повезет?"

Я расскажу о своем опыте и своих наблюдениях, которые веду за Adsense в течение последних нескольких месяцев. Adsense не является основным источником моих доходов, поэтому я могу свободно с ним экспериментировать, не боясь "потерять все от неверной настройки". Тематика сайта, на котором проводились эксперименты - фотография, фотоаппараты, объективы.

Я уже много раз упоминал, что тематической рекламы в Adsense становится все меньше и меньше, по крайней мере в моей тематике. По всей видимости, часть рекламодателей перетекла в Директ, часть еще куда-то, многие фирмы вообще прекратили свое существование, например "Белый Ветер Цифровой". Обидно, в свое время я часто видел его рекламы на своем сайте. Да и сейчас, если придешь в розничный магазин, торгующий бытовой техникой, отмечаешь, что количество покупателей и вообще, людей, интересующихся товарами стало намного меньше, чем раньше. Рекламодатели тоже урезают свои бюджеты и не спешат разбрасываться деньгами за оплату кликов.

Что случилось с Google Adsense?

Надо отдать должное Google - Adsense сумел очень хорошо адаптироваться к изменившейся ситуации на рынке. Если раньше он платил веб-мастерам только за клики, то сейчас появились ставки - за показы, за действие. И рекламодатели стали отдавать предпочтение именно этим стратегиям - в общем и целом это гораздо эффективнее. Показы рекламы стоят копейки, но даже если не приводят покупателей, то хотя бы пиарят бренд. Оплата за действие тоже стала популярной. Под действием может подразумеваться оформление заказа в интернет-магазине, регистрация пользователя на целевом сайте или что-то еще. Оплата за "живого" покупателя - почему бы нет?

В выигрыше, вроде бы все! Рекламная сеть если и потеряла, то незначительно - она всегда может скорректировать процент своей комиссии. Рекламодатели тоже вроде бы довольны - теперь они платят не за "пустые" клики, часть из которых производят конкуренты, чтобы слить поскорее чужой рекламный бюджет, а за реальные продажи. У разбитого корыта при этом остаются веб-мастера. Причины как минимум три:

1. Уменьшилось количество рекламодателей, снизилась стоимость клика, которая определяется аукционом.

2. Их тех рекламодателей, которые остались, за клики стали платить далеко не все. Кто-то платит за показы, кто-то за действия. Из-за этого аукцион по кликам стал еще беднее.

3. Самые выгодные ставки - оплата за действия. Но чтобы это действие было засчитано, должно выполниться множество условий - посетитель должен перейти на целевой сайт и там выполнить цепочку действий. Предположим, 1 из 100 посетителей кликнул по объявлению и перешел на сайт рекламодателя и 1 из 100 перешедших оформил заказ. При таком раскладе мы имеем конверсию 1 успешный переход из 10.000 показов. Маловато будет!

Вот и все объяснение, почему просел доход веб-мастеров в Adsense.

Что делать?

Что делать в такой ситуации? Да, в общем-то, ничего не поделаешь! Единственное, что можно сделать - попытаться отсеять рекламодателей с копеечными кликами. Чаще всего это реклама бесплатных сервисов - Google-поиск, Яндекс-браузер, Фейсбук, всякие "бесплатные" методики и программы, реклама некоммерческих сайтов, сайтов-статейников, которые сами увешаны рекламой. Эти клики приносит копейки, или не приносят вообще ничего, поэтому лучше от него избавляться.

Плохим признаком также являются "шокирующие заголовки". Эта реклама ведет на совершенно нетематические сайты, чаще всего - по продаже "инфопродуктов о создании инфопродуктов" или сайты, предлагающие присоединиться к очередной пирамиде ("Обеспечь свою старость, пенсии не будет!"). 

Встречаются в статистике и более серьезные коммерческие, но не тематические объявления - путешествия, клиники, пластиковые окна и двери. Их блокировать не надо ни в коем случае! Они показываются пользователям на основе их предпочтений, если нет тематических объявлений. По ним бывают весьма "жирные" клики - по доллару и больше! Не нужно "бороться с ветряными мельницами" и блокировать всю нетематическую рекламу.

Ради интереса я зашел на свой фотосайт с планшета моей супруги, которая до этого просматривала сайты на тему недвижимости (смотрела, сколько стоит квартира в новостройке), мобильных телефонов (барахлит телефон, искала новый), сайт салонов оптики (заказать новые очки). Я увидел рекламу, которая была бы интересна именно ей - новостройки и риэлтерские услуги, реклама Samsung Galaxy, а также контактные линзы. 

То же самое с остальными посетителями - у каждого свои интересы и предпочтения. Включите для них показ рекламы в соответствии с интересами пользователей и получите не только больше кликов, но и чуть повысите стоимость клика - ведь количество рекламодателей в аукционе увеличится! А то что народ не кликает - время такое. Просто стали меньше покупать, какой смысл кликать? Как говорится, "пройдет и это", другое дело, на сколько затянется этот период... Так что, не стоит врать самому себе. Снимите, наконец, розовые очки и ищите альтернативные способы монетизации сайта, не забывая развивать его и повышать посещаемость.