В моей истории много раз бывали ситуации, когда сайт в течение долгого времени приносил стабильный доход и вдруг этот доход заметно снизился. Один день, второй день, третий день подряд - примерно на 40-50% ниже чем обычно. Как обрубило! Знакомая ситуация?

В чем причины резкого падения дохода?

На самом деле их может быть очень много и далеко не все связаны конкретно с нашим сайтом. Я постараюсь привести основные свои наблюдения, которые я накопил за 10 лет работы с контекстной рекламой.

Ушел крупный рекламодатель (или сразу несколько)

Это самая вероятная причина падения дохода. Предположим, какая-то крупная фирма, мировой бренд, решила провести рекламную кампанию для своего нового продукта. Если это делается через контекстную или медийную рекламу, то информация о товаре будет транслироваться на сайтах-партнерах рекламной сети.

Поскольку фирма крупная, для нее не составит большого труда хорошо проплатить рекламную компанию - даже не ради продаж, а ради пиара.  Естественно, это самым благоприятным образом отражается на доходах веб-мастеров, владельцев рекламных площадок, которые получают деньги за клики и показы.

Но, увы, ничто не вечно. Дорогая рекламная кампания не может длиться вечно, поэтому в один определенный момент все возвращается на круги своя. Цена клика падает, доходы вебмастера, соответственно, тоже.

Обычно такие всплески доходности от рекламы бывают в ноябре-декабре (предновогодние распродажи), но сразу после нового года доходность резко сдувается.

Сайт чем-то проштрафился перед рекламной сетью

В любой рекламной сети существуют "двойные стандарты" в виде "повышающих" и "понижающих" коэффициентов. Это, конечно, нигде не афишируется, но я знаю почти наверняка, что в РСЯ такая вещь есть. Если сайт сотрудничает с системой давно и дает много хороших лидов, система "добреет" к нему и вводит для стоимости кликов/показов некий повышающий коэффициент.

Однако, бывает и обратная ситуация - при большом количестве "плохих" кликов, их стоимость в общем и целом, снижается. Это в лучшем случае! В худшем вполне можно получить бан за накрутку кликов.

Такая ситуация может быть связана с неудачным расположением блоков - посетители путают рекламный блок с навигацией сайта и сами того не желая переходят по рекламе. Такую схему часто можно видеть на сайтах, распространяющих ПО - на странице "скачать" полно блоков Адсенса, среди которых, зачастую, непросто найти кнопку "Скачать программу". CTR таких блоков, как правило, очень высокий, но при этом высок и процент отказов - рекламная сеть не любит этого!

Рекламные блоки "примелькались"

На самом деле, вероятность того, что доход резко упал из-за того, что блоки "примелькались" весьма мала. Львиная доля переходов по рекламе приходится на новых посетителей сайта - в моем случае это 70-75%. Им "примелькаться" никак не могло.

Постоянным посетителям блоки тоже не могли "надоесть" всем сразу, хотя, опытные MFA-шники рекомендуют хотя бы изредка менять дизайн рекламных блоков и их расположение. Но максимум, на что можно рассчитывать при этом - небольшой рост дохода (на правтике чаще всего, не более 10%) в течение первых 2-3 дней. Потом все опять возвращается  к прежним средневзвешенным значениям.

Слишком много рекламы на сайте

Если используется только одна рекламная сеть, то размещение максимально допустимого количества рекламных блоков далеко не всегда оправдано. В Google Adsense можно размещать 3 блока на страницу, в каждом блоке будут показываться по 3-5 объявлений, то есть 10-15 объявлений на страницу.

Как правило, чем больше объявлений на странице, тем дешевле стоит клик по каждому из них (в среднем). Вывод - лучше разместить 2 объявления, но в "горячих" местах (например, начало и конец статьи), чем плодить "простыни" 300*600 пикселей в сайдбарах, где кликабельность ниже. 

В 90% случаев при сокращении количества блоков объявлений с 3 до 2 не наблюдается заметного снижения дохода, но возрастает скорость загрузки страницы и сайт становится сам по себе комфортнее для пользователя.

Объявления разных рекламных сетей на одной странице

Чаще всего сайт монетизируется не одной, а сразу несколькими рекламными сетями. В этом нет ничего плохого, если реклама не мешает комфортному просмотру сайта и не закрывает полезный контент.

Я на своем основном сайте одновременно использую РСЯ, Admitad, SocialMart, RTB.Sape и некоторые другие рекламные сети и наблюдаю интересную картину - по мере увеличения количества рекламы растет и доход, но в определенный момент наступает "насыщение" - сколько блоков не вешай на страницу, доход как будто уперся в потолок. Может быть, иногда бывают "всплески", но это скорее исключение, чем правило.

А объясняется это просто - количество рекламы превышает количество посетителей, готовых уйти по ней  с сайта. Повесили новый блок в начале страницы - снизили потенциальный доход у остальных (тех, что ниже), пользователь до них просто не дошел.

В этом случае важной задачей является найти ту самую золотую середину, близкую к моменту насыщения, при которой сайт приносит максимальный доход, но при этом не завален рекламой. Можно экспериментировать с расположением блоков - какие-то лучше работают в области контента, какие-то в шапке, какие-то в сайдбаре. Но это уже тема другого разговора!

Выводы

Монетизация сайта - вещь коварная. Практически в каждой нише бывают периоды роста, периоды стабилизации ("мнимое благополучие"), после которого идет спад и "кризис". Периодичность, как правило, 1 год. 

Если сайт, размещающий рекламные блоки в соответствии с правилами рекламной сети, внезапно утратил показатели доходности, самая вероятная причина - потеря "жирного" рекламодателя. 

Использование сразу нескольких рекламных сетей на одном сайте вполне оправдано, но злоупотреблять не стоит - если рекламы слишком много, она работает менее эффективно, сайт вызывает больше раздражения у пользователей, да и поисковые системы не одобряют.

У любого сайта есть некий потолок доходности, упершись в который, сколько новой рекламы не вешай, толка не будет. Единственный способ пробить этот потолок - повышать посещаемость.