Так уж сложилось, что большую часть своей карьеры я посвятил работе в высших учебных заведениях. За  14 лет я умудрился поработать в трех вузах в отделе информационных технологий. Моими задачами было программирование, системное администрирование, разработка и поддержка веб-сервисов, продвижение веб-сайтов. Сейчас веб стал основным направлением моей профессиональной деятельности, поэтому я хочу поделиться своим опытом в этом деле.

Рособрнадзор и сайты вузов

В отличие от веб-сайтов "обычных" коммерческих организаций, имеющих почти всегда простую структуру "главная - новости - продукция - вакансии - контакты", веб-сайты образовательных учреждений заметно отличаются от них по своей структуре. Она почти всегда гораздо сложнее - это связано с требованиями Рособрнадзора  (Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации"). Любое отступление от этих требований чревато серьезными штрафами, поэтому "самодеятельность " не приветствуется - это весьма распространенный стереотип, из-за которого сайты вузов всеми силами подгоняются под требования Рособрнадзора.

Не спорю с тем, что требования Рособрнадзора нужно соблюдать неукоснительно, но при этом не стоит забывать о простых пользователях - абитуриентах и студентах, которые приходят на сайт, чтобы получить информацию о вузе. Попав в раздел "Сведения об образовательной организации" или "Абитуриенту", бедный пользователь вынужден долго и упорно блуждать по многочисленным подразделам, чтобы выяснить, к примеру, чему же в этом вузе учат и как в него поступить. Дело усугубляется тем, что информация в разделах представлена в виде PDF-файлов, которые нужно скачивать на свой компьютер, а потом листать многостраничные документы в Adobe Reader. 

Для чего нужны разделы "Сведения об образовательной организации" и "Абитуриенту"

Прежде чем говорить об оптимизации, давайте для начала определимся, для чего и для кого создаются разделы "Сведения об образовательной организации" и "Абитуриенту". Они по сути создаются в основном для проверяющих органов, чтобы те могли получать наиболее полную картину о вузе, при этом совершая минимум лишних действий - всю информацию собирает робот-паук, который сканирует указанные выше разделы сайта и вносит найденные данные в базу данных Рособрнадзора. Именно для этого паука и прописываются атрибуты тегов, чтобы явно указать ему, где какие данные, приказы и положения. Паука несложно обмануть, "подсунув" ему пустой PDF-файл, но информацию, собранную пауком изучают эксперты Рособрнадзора, а с ними такие шутки плохи. Эксперт Рособрнадзора - это человек, который знает все требования и положения как свои пять пальцев, поэтому для него не составляет большого труда разобраться с таким количеством информации, чего не скажешь об абитуриенте...

Что нужно абитуриенту?

Почти всегда абитуриент уже к окончанию школы знает, в какой вуз будет поступать, поэтому ему в первую очередь нужна простая пошаговая инструкция "Как поступить в вуз". Будет замечательно, если она будет присутствовать на сайте. Причем не в виде PDF-файла, а в виде страницы с красочной инфографикой. Обратите внимание, насколько сейчас в Интернете популярны сайты-одностраничники  - красиво и современно оформленные визитные карточки какого-то конкретного товара или услуги. Почему бы не воспользоваться опытом специалистов по продажам, по проекту которых эти сайты создаются? Понятно, что далеко не все дизайнерские изыски получится реализовать, чтобы не выйти за пределы корпоративного стиля, но никто не мешает написать простую инструкцию, в конце которой привести телефон для справок и форму заказа обратного звонка - это легко реализуется при помощи многочисленных расширений для CMS или сторонних сервисов.

Создание посадочной страницы

Создать красочную страницу Приемной комиссии - вопрос решаемый, но у многих возникает вопрос - как ее совместить с требованиями Рособрнадзора, если в соответствии с ними, на странице должны присутствовать ссылки на несколько десятков документов? Никак! Создаем отдельную страницу, благо Рособрнадзор это не запрещает. Называем ее "Приемная комиссия" и размещаем на нее ссылку на главной странице (желательно в виде баннера или слайдера). При желании размещаем на странице "Приемная комиссия" ссылку на "рособрназдоровский" раздел "Абитуриенту" - для тех, кому действительно интере6сно ознакомиться с о всеми нормативными документами. 

Плюсы создания отдельной страницы с инфографикой очевидны - посетители сайта получат простую пошаговую инструкцию, как им действовать - какие документы подготовить, куда и кому их предоставить и в какой срок. Если возникнут какие-то вопросы - пожалуйста, телефон для справок на самом видном месте. Согласитесь, это гораздо лучше чем заставлять абитуриента просматривать безликие страницы с огромным количеством ссылок, предназначенных для робота. 

Реклама сайта

Второй важный момент - реклама сайта в Интернете. Презентационная страница "Приемная комиссия" вполне может быть использована в качестве посадочной страницы в рекламной кампании, которая может проводиться в социальных сетях, и сетях контекстной и баннерной рекламы. 

Почему-то любой вуз преследует желание рекламировать сайт в интернете непременно бесплатно - добавлять сайт в каталоги, сервисах бесплатных объявлений, спамить форумы и т.д. Как показывает практика, эта реклама имеет весьма низкую эффективность по сравнению с  грамотно настроенной рекламной кампанией в том же Яндекс.Директе. К сожалению, порой бывает очень сложно "выбить" деньги на проведение такой рекламной кампании, особенно если учреждение государственное.

По своему опыту могу сказать, что потратив на рекламу ту сумму, которую "приносит" один клиент, можно привлечь как минимум пять новых клиентов! Главное - не пускать рекламную кампанию на самотек, мол, поставили все настройки на "Авто" и пусть работает. Так делать ни в коем случае нельзя - с большой долей вероятности деньги будут потрачены впустую. Нужно заниматься постоянным мониторингом рекламной кампании - блокировать ненужный трафик (например, из других регионов) и поисковые запросы. По ведению рекламной кампании в том же Яндекс.Директе полно исчерпывающих руководств в сети Интернет, в т.ч. например это - https://texterra.ru/blog/poshagovoe-rukovodstvo-po-yandeks-direkt-dlya-novichkov.html

Поисковая оптимизация

Также не стоит забывать о поисковому продвижению веб-сайта - комплексу мер, в результате которых сайт занимает место на первой странице выдачи поисковой системы по тому или иному запросу. Сейчас все это практически целиком сводится к внутренней оптимизации - созданию логичной структуры сайта, понятной системе навигации, то есть, нужно сделать сайт понятным для посетителя. Важную роль имеют заголовки страниц - именно они отображаются в поисковой выдаче. По этой причине главную страницу стоит назвать не "Главная", а вписать в ее заголовок название вуза, например, "Нижегородский институт управления – филиал РАНХиГС" (речь идет не о пункте меню, ведущего на главную, а о заголовке страницы, который отображается во вкладке браузера).

Не забывайте заполнять метатег description - хотя на поисковую выдачу он сейчас не оказывает большого влияния, но информация из <meta name="description"> используется для описания записи на странице социальной сети, если вдруг кто-то решит поделиться ссылкой на сайт вуза. Кстати, чтобы упростить эту задачу, в конце каждой страницы рекомендую добавить кнопки "поделиться" для наиболее популярных социальных сетей.

Раз уж речь зашла о социальных сетях, стоит упомянуть  их роль в продвижении сайта вуза. Не секрет, что огромное количество людей проводит в социальных сетях массу времени. Для многих интернет - это в первую очередь социальные сети. Можно получить хороший приток посетителей, если параллельно с сайтом вести группы в наиболее популярных социальных сетях - Вконтакте, Facebook, Одноклассники, Google Plus, Twitter. В этом нет ничего сложного - просто при публикации новости на основном сайте делать ее репост во всех социальных сетях. Чтобы люди более активно присоединялись к группам, нужно разместить ссылки на них на страницах сайта (обычно это делается в боковой колонке или в "подвале"). Так же можно и нужно рекламировать свои сообщества при любой доступной возможности - указывать ссылки в рекламных материалах, проводить рекламные кампании на коммерческой основе. Цель - создание обширного информационного пространства вокруг сайта, чтобы получить как можно больший охват аудитории.

Сайты отзывов

В завершение статьи хотелось бы еще обратить внимание на сайты с отзывами. Сейчас их развелось достаточно много, далеко не все имеют большую посещаемость, тем не менее, не стоит списывать со счетов возможность продвижения вуза за счет создания для него положительного имиджа при помощи сайтов отзывов. Продвижение через отзывы - это достаточно трудоемкая работа, для выполнения которой нужно иметь много времени и терпения, а в идеале - группу профессиональных копирайтеров, которые будут писать не просто хвалебные рекламные тексты (их модераторы почти всегда удаляют), а войдут в роль благодарного студента, который не пожалел 10 минут своего времени, чтобы потратить их на написание отзыва -не только за что-то поблагодарить, но и указать на какие-то некритичные недостатки. 

Выводы

Итак, пришло сделать некоторые выводы. Поддержка и продвижение сайта высшего образовательного учреждения - весьма сложная, творческая  и ответственная работа, поэтому лучше ее доверить группе высококвалифицированных специалистов, в которые должны поделить между собой несколько ролей:

  • администратор,  отвечающий за работу сайта в режиме 24/7, а также за безопасность сайта
  • веб-программист, который по мере необходимости сможет доработать сайт и добавить на него новые инструменты
  • контент-менеджер, который размещает на сайте информацию
  • оптимизатор, который занимается продвижением сайта и связанных с ним групп социальных сетей

Прошло то время, когда сайт был "для галочки" и за ним "присматривал" всего один человек за небольшую доплату. Современный веб-сайт вуза - это информационная система грандиозных масштабов, сравнимая с айсбергом - верхушка может казаться небольшой, но чтобы позволить ей держаться на плаву и расти ввысь нужно прикладывать огромные усилия в той области, которая скрыта от большинства посетителей - администрирование, программирование, наполнение, продвижение.