Ура, у меня снова начался творческий подъем и появилась масса свободного времени! В моей жизни недавно произошел можно сказать переломный момент - Один месяц работы бэкэнд-разработчиком PHP - вот через что я недавно прошел. Изначально это не была попытка "трудоустроиться в стабильную компанию с возможностью карьерного роста". Это была скорее стажировка, которую я сам себе решил устроить. Она длилась месяц, но принесла мне гораздо больше опыта, чем год, который я проработал до этого в государственной организации на должности программиста. И вот я вернулся!

Сегодня я хочу поразмышлять о связи "крутизны" сайта с количеством продаж, которые благодаря ему свершаются. Под "крутизной" я подразумеваю некую комплексную оценку сайта как с технической зрения, с точки зрения юзабилити, а также по количеству и качеству контента.

Наверно любой заказчик, вкладывая N рублей в создание сайта планирует рано или поздно от него получить выгоду в виде новых привлеченных клиентов. Вкладываются деньги в покупку статей, ссылок, контекстную рекламу. Кто-то заказывает прогон по социальным сетям. Кто-то начитавшись старых рекомендаций прогоняет сайт по каталогам. Что-то работает хорошо, что-то не очень, что-то не работает вообще - для каждого проекта это индивидуально. Но зачастую складывается ситуация, что продвижение оказывается не таким эффективным, как хотелось бы и счетчик посещаемости спустя месяца 3 показывает не 100-200 человек, а около 5-10 в день. Может быть что-то делается неправильно? 

Все что написано ниже - лично мое мнение.

Основная ошибка при продвижении - это концентрация всех усилий по продвижению на самом сайте. При этом мало кто понимает, что популярность традиционных сайтов год от года постепенно падает. Да и вообще создается впечатление, что интерес интернет-аудитории ослабевает почти ко всему. Вот что показал сервис Гугл-тренды - я ввел 5 запросов и проследил их динамику за несколько лет:

5trends

Удивительно - по многим некогда популярным категориям запросов (не только по этим пяти!) за последние несколько лет наблюдается ярко выраженная отрицательная динамика. Ее же я наблюдаю на своем основном сайте (фотография) - позиция в рейтинге Liveinternet за последниегода три выросла с 100 до 80 места, а посещаемость при этом упала процентов на 30! С чем это может быть связано?

По моему мнению, основная причина ослабления "традиционного" интернета - рост популярности социальных сетей, развитие и всеобщая доступность интернета мобильного. Вместо традиционных браузеров в смартфонах все чаще используются мобильные приложения - Facebook, VK, Mail.ru, Instagram и так далее. За собой замечаю, что в те моменты, когда "делать нечего", кроме как тыкаться в мобильник, я гораздо чаще открываю то же приложение VK, чем обычный браузер. Я подписан на интересные мне паблики и искать информацию в интернете уже нет не теобходимости - об этом позаботились администраторы групп социальной сети.

В социальных сетях точно также как и в поисковых системах можно найти абсолютно любую информацию - как развлекательный контент, так и информационный, деловой. Причем, все это предоставляется пользователю в стандартизованном, привычном виде - в виде "постов", содержащих текст, картинки, прикрепленное аудио, видео. Как это контрастирует с тем, когда мы пользуемся традиционной поисковой системой и разнородными сайтами в ее выдаче. У каждого сайта дизайн, своя навигация, на многих из них куча рекламы, включающей в себя такие малоприятные вещи как попапы, мобильные редиректы. Да и далеко не все сайты комфортны для просмотра на мобильных устройствах... Именно по этим причинам очень многие пользователи уходят из "традиционного" интернета в социальные сети и их мобильные приложения.

Отсюда возникает мысль - а так ли важны сейчас сами сайты? Отвечу сразу - да, важны. Сайт компании - это основа информационного пространства, которое формируется вокруг бизнеса. Это как ствол у дерева. А ветки - это дополнительные средства донести пользователям информацию о бизнесе. Это группы в соцсетях, почтовые подписки и рассылки, ветки на популярных тематических форумах, которые вы ведете, много чего еще. Не стоит сбрасывать со счетов прямое взаимодействие с потенциальным клиентом - звонки, письма с "уникальными предложениями" и т.п. Чем больше таких веток, тем больше они принесут плодов. Но со всем этим надо заниматься, пускание дела на самотек (заплатили веб-студии, разместили и забыли) не даст никаких результатов. Дерево нужно поливать и подкармливать, да и его ветки требуют ухода и заботы.

В принципе, можно вести бизнес в интернете и не имея сайта, только с использованием социальных сетей. В этом случае в роли ствола выступает аккаунт социальной сети. Но здесь возникает риск, что в один прекрасный момент социальная сеть может быть заблокирована. Так уже произошло с LinkedIn, поговаривают о возможной блокировке Facebook. Иными словами, если от дерева отпилить одну ветку, дерево останется жить. Если же спилить основной ствол, дерево с большой долей вероятности если и не погибнет, то будет очень долго восстанавливаться.

В связи с этим у меня возникла мысль о том, что традиционная услуга по "созданию сайта" , которую предлагают все и вся - это всего лишь малый шаг на пути к реальным продажам. Не менее важно развивать "информационное облако" вокруг этого сайта, чтобы зацепить не только пользователей традиционного веба, но и тех, для кого интернет это в первую очередь соцсети. К сожалению, далеко не каждый заказчик понимает, насколько ничтожен объем работы по созданию сайта (спасибо CMS) с тем, что предстоит сделать, чтобы этот сайт начал приносить реальную выгоду.