Продажа ссылок - один из первых способов монетизации сайта, с которым я когда-то познакомился. Это был 2009 год, тогда я впервые задался проблемой - как раскрутить свой сайт, чтобы посещаемость его была не 2-3 человека в день, а хотя бы 20-30. Я начал активно копать данную тему и очень быстро докопался до того, что для продвижения сайта нужно наращивать ссылочную массу. Чтобы это сделать с минимумом затрат времени и сил, я использовал биржи ссылок - Ротапост, Блогун, Гогетлинкс. И это принесло результаты - по мере покупки ссылок посещаемость сайта стала расти!

Вместе с посещаемостью потянулись вверх показатели ТИЦ, PR - это дало мне возможность попробовать зарабатывать на продаже ссылок. Я установил код биржи автоматической биржи Mainlink.ru в подвале сайта, проставил цену на ссылки и... открыл новую статью своих заработков - пассивный доход от продажи ссылок. В начале он был смехотворно мал - рублей 30 в месяц, но по мере того, как рекламные места были раскуплены, составил около 2000 рублей в месяц. На эти деньги можно было каждые выходные ходить в кино или две недели разъезжать на машине. Мелочь, а приятно!

Но потом началась череда неприятных событий, которые заставили меня отказаться от заработка на ссылках. Поисковые системы заметно поумнели и научились отфильтровывать продажные ссылки, причем не просто так отфильтровывать, а наказывать вебмастеров, уличенных в торговле ими. Я не стал дожидаться санкций поисковых систем и просто поснимал все "биржевые" ссылки с сайта. На этом моя "ссылочная" история вроде бы закончилась, благо, к этому времени сайты уже набрали достаточную посещаемость, чтобы приносить доход на контекстной рекламе.

Все было хорошо, если бы не обрушение рубля в 2014 году. Оно потянуло собой снижение спроса на импортную технику, которая активно рекламировалась у меня на сайте через Adsense, Директ. Собственно, эта реклама составляла значительную часть доходов от сайтов, все было хорошо как вдруг "пережали шланг". В январе 2015 года цена клика в Адсенс рухнула в 4 раза как минимум, Яндекс Директ тоже заметно обеднел и возникла задача поиска альтернативных способов монетизации сайтов.

Как известно, новое - это хорошо забытое старое. Я пытался искать что-то, что способно заменит "протухший" Адсенс и вскоре с грустью понял, что никаких стоящих альтернатив среди контекстной рекламы просто нет. В итоге заглянул в свой давно заброшенный аккаунт биржи вечных ссылок Gogetlinks.net.

Я с удивлением обнаружил, что Gogetlinks успешно пережил все "Панды", "Минусински", "Пингвины", "АГСы" и прочие "подарочки" от Яндекса и Гугла, направленные против продажи ссылок. Более того, биржа сумела хорошо приспособиться к новым условиям - появилось много интересных возможностей для оценки рекламных площадок, чтобы принять решение - связываться с ней или нет. Сервис стал весьма дружественным по отношению и к вебмастерам и к оптимизаторам.

И я подумал - чем черт не шутит! Я загнал в него один из своих сайтов (не основной) с ТИЦ 10 на строительную тематику и решил снова "побаловаться ссылками" - подкупить ссылок на новые новые страницы и, заодно, поторговать ими на уже существующих.

Как ни странно, желающих купить ссылки на моем скромном по показателями сайте оказалось хоть отбавляй и я очень быстро поднял цену почти в 2 раза выше, чем по системе. Заявок стало меньше, но имей я возможность выполнить их все, смог бы зарабатывать на сайте с ТИЦ 10 не меньше 10.000 рублей в месяц! 

Вдохновленный ситуацией я начал действовать. Нет, я не размещал все подряд, а тщательно отбирал сайты, на которые ссылаюсь, безжалостно отметая те, которые не подходят по тематике или качество которых вызывало у меня сомнение. Я размещал примерно 2 ссылки в неделю, под каждую писал новую статью объемом не менее 3000 символов. Биржа исправно платила деньги, вроде бы все шло хорошо, но были несколько нюансов...

1. Заявки часто совпадают друг с другом по смыслу, например под анкоры "сруб для бани" и "купить сруб в Воронеже" на сайте должны быть две почти одинаковые статьи, а это уже пахнет дублированием контента, пусть не слово в слово, но все же смысл тот же. Не удивлюсь, если поисковики в обозримом будущем начнут банить и за это.

2. Растет показатель "ссылочность сайта" - отношение страниц с внешними ссылками к количеству страниц вообще. В идеале ссылочность не должна превышать 10 процентов, то есть, на одну статью с "продажной" ссылкой нужно писать еще 9 статей без внешних ссылок. Это приемлемо для крупных тематических порталов, где трудится большое количество копирайтеров, но для небольшого проекта - это верная дорога под фильтр!

3. Надоедает писать на ту тему, которая не слишком интересна. Изначально сайт создавался как MFA (Made For Adsense), потом перерос в СДЛ (сайт для людей). Тема загородного строительства выбрана мной только потому, что тема денежная и в ней можно хорошо зарабатывать на рекламе. Я сам написал статей 50 - что-то из своего дачного опыта, часть подсмотрел у конкурентов и сделал рерайт. Пытался покупать статьи на бирже статей - хороших материалов реально мало, в основном вода, которая не стоит своих денег.

Потом я заглянул в статистику своих доноров (те сайты, на которых я когда-то покупал ссылки) и увидел, что значительное количество сайтов-доноров угодило под АГС:

Сайт, словивший фильтр "АГС" от Яндекса лишается 99% трафика с этой поисковой системы и на него навешивается "ярлык" что-то вроде изгоя. Те, на кого такие сайты ссылаются тоже вполне могут пострадать (если таких "плохих" доноров слишком много), так что желательно от таких ссылок по возможности избавляться. Причем, некоторые на этом тоже зарабатывают и снимают ссылки только за деньги (предпоследняя в списке)!

Замечено, что АГС в основном словили доноры, продающие ссылки по цене дешевле 300 рублей, то есть те, которые брали количеством ссылок, а не качеством. Согласитесь, вряд ли веб-мастер будет за 125 рублей "рожать" огромную уникальную статью под каждую ссылку! Многие из перечисленных сайтов вполне приличные на вид и по содержанию сайты. Их хозяев, видимо, сгубила банальная жадность. 

Возвращаясь к основной теме статьи попытаемся сделать некоторые выводы. Лично я считаю, что зарабатывать на ссылках можно даже сейчас, но при этом обязательно соблюдать меры предосторожности:

  1. Не продавать ссылки на "основных" сайтах, попадание которых под фильтры станет катастрофой. На эту роль вполне годятся бывшие MFA, которые растеряли былую посещаемость и доходность, но остались в индексе Яндекса и имеют ТИЦ от 10 и выше.
  2. Следить за показателем "ссылочности" и не допускать его повышения выше 10%, максимум 15%. Биржа Gogetlinks.net позволяет это делать.
  3. Писать под каждую ссылку нормальную статью, которая несет полезную информацию для посетителей сайта. Текст, естественно, уникален не меньше чем на 90%. Такие статьи повышают лояльность поисковых систем к сайту и они при этом "закрывают" глаза на продажные ссылки, если их не очень много (см. п.2).
  4. Избегать дублирования контента на сайте. Признак плохого тона - две разных статьи на с одинаковым заголовком. Если тематика сайта очень узкая и писать больше не о чем, расширяйте тематику.
  5. Стараться избегать размещения коммерческих анкоров, в которых присутствуют слова "купить ...", "цена на ...", "... в Москве (или в другом городе)". Самые "естественные" ссылки - безанкорные или с анкором "здесь", "на этом сайте", "в этой статье" или с названием сайта в качестве анкора.
  6. Разбавлять статьи с продажными ссылками обычными статьями. Эта рекомендация перекликается с п.2. При публикации статей желательно соблюдать определенную периодичность, чтобы "приучить" роботов ПС почаще заходить на ваш сайт.

Таким образом, я думаю, дал вам достаточно пищи для размышлений, чтобы самостоятельно ответить на вопрос - стоит ли зарабатывать продажей ссылок в 2016 году. Думайте, анализируйте, пробуйте!