Данная статья - перечень рекомендаций, составленных мной для студентов Нижегородского филиала Гуманитарного института (г. Москва), которые выбрали меня в качестве научного руководителя выпускной квалификационной работы. Данные рекомендации касаются только содержимого работы, требования по оформлению дипломной работы ищите в методическом пособии в "Электронной библиотеке" НФГИ. Приведенные ниже рекомендации относятся и к курсовым работам, которые отличаются от диплома только объемом.
Оформление работы
У меня нет времени проверять отступы, размер шрифта, выравнивание. Я проверяю только содержимое. Оформление - на вашей совести. Но имейте в виду, если работа неправильно оформлена, она не будет допущена к защите. Правила оформления работы читайте в методичке, там все четко прописано - какими должны быть шрифты, отступы, подписи, рисунки, таблицы и т.д. Знаю, что оформление всех дипломных работ проверяет декан факультета, причем проверяет очень строго. Любая мелочь, вроде неправильного выравнивания текста или неправильного оформления подписи к таблице может стать причиной недопуска к защите. Согласитесь, обидно будет, когда работа уже сброшюрована, а ее вам почеркали и отправили на доделку за 2 часа до защиты. Не загоняйте себя в такую ситуацию! Дважды или даже трижды перепроверьте оформление.
Стилистика
Помните, что вы пишете научную работу, а не ведете ЖЖ. Работа должна быть написана языком, приближенным к техническому. Если копируете текст с каких-то сайтов и блогов, корректируйте его с учетом требований стилистики. Избегайте сленговых и разговорных выражений - "хомяк", "софт", "сеошник", и т.д. Заменяйте их эквивалентными выражениями из научно-технического языка - "домашняя страница", "программное обеспечение", "оптимизатор".
Названия программных продуктов пишутся полностью на их родном языке, с указанием версии - не "Фотошоп", а, например, "Adobe Photoshop CS6". Не " Wordpress ", а "Wordpress 4.4.1". Также должен правильно использоваться регистр - не "Mysql", а "MySQL".
В работе не должно встречаться слов "Ваш", "Наш" и, тем более, смайликов. Часто при копировании текста с сайтов вместе с текстом копируются фразы: "... это сделает Ваш сайт ...". Не поленитесь пройтись поиском по тексту и убрать эти слова - вы пишете не рекламный проспект, а научную работу.
Все аббревиатуры должны быть расшифрованы при первом использовании.
Вводная часть
Вот что написано в методичке:
"Во Введении дается краткое обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы, степень изученности темы обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования проекта. Отражается научная новизна и практическая значимость работы. В конце Введения необходимо привести краткое содержание последующих глав выпускной квалификационной (дипломной) работы. Объем введения — не более 3 страниц."
Часто возникает проблема при формулировке объекта, предмета и цели исследования. Разберем все на примере. Пусть тема работы - "Разработка web-сайта по продаже рогов и копыт для ООО Рога и копыта". При этом:
- Объект исследования - изучение торговой деятельности ООО Рога и копыта
- Предмет исследования - Разработка web-сайта по продаже рогов и копыт для ООО Рога и копыта, разработка стратегии продвижения web-сайта.
- Цель исследования = [объект] + [предмет] + расчет экономической эффективности проекта.
Еще важный момент - если в теме у вас фигурирует слово "web-сайт", то и в работе используйте это слово в точно таком же виде (не "website", не "веб-сайт" и т.п.). Если у вас в теме обозначен не просто web-сайт, а интернет-магазин, то разрабатывайте именно интернет-магазин - с корзиной, чтобы в тестовой версии сайта можно было полноценно оформить покупку.
Еще одна формальность, которая вводит многих в заблуждение - научная новизна. Пишите, что научная новизна - в авторском подходе к решению посавленной практической задачи, не ошибетесь.
Глава 1. Теоретические основы
Осветите основные теоретические моменты вашей работы. Расскажите о всех тех вещах, которые вы будете использовать на практике:
- Хостинг (что это, какой бывает, плюсы и минусы бесплатного и платного)
- Языки веб-программирования и системы управления содержимым (что это такое, какие бывают, в чем плюсы и минусы)
- Если делаете интернет-магазин - опишите основные теоретические моменты интернет-коммерции (достоинства и недостатки, варианты решений)
- Продвижение сайта (каким образом можно продвигать сайты, в чем плюсы и минусы тех или иных методов продвижения)
- Можно сделать небольшой глоссарий, в котором дать определения и расшифровать аббревиатуры, которые будут использоваться в работе.
Теоретическая часть - не больше 1/3 работы. Не нужно добавлять лишнюю воду и углубленно описывать те вещи, которыми вы не будете пользоваться в практической части.
В первой части НЕ нужно:
- приводить инструкции по установке, настройке и использованию тех или иных программных продуктов.
- приводить какой-то программный код или листинги конфигурационных файлов
- писать о том, как и что делали - оставьте это для практической части.
В первой главе допускается "копи-паст". Если вы используете цитату из какого-то источника, обозначайте ее ссылкой - числом в квадратных скобках [5]. Этот источник должен быть приведен в списке использованной литературы под номером 5. Подробнее правила оформления ссылок описаны в методичке.
Глава 2. Практическая часть
ВО 2 ЧАСТИ НИКАКОЙ ТЕОРИИ, НИКАКОГО КОПИ-ПАСТА!!!
Пишите только то, что сделано именно вами!
Примерный план второй главы следующий:
- Краткая информация о фирме-заказчике - род деятельности, организационная структура. Коммерческое предложение фирмы для потенциальных клиентов приводить НЕ НУЖНО, особенно, если оно насыщено словами "Ваш", "Наш". Вы как бы описываете фирму со стороны.
- Техническое задание. Подробное описание требований к веб-сайту. За основу можно взять этот пример - ссылка
- Структурная схема - древовидная структура, соответствующая схеме иерархии сайта. Проще всего нарисовать в Word.
- Функциональная схема должна показывать роль сайта в торговой деятельности фирмы. Как минимум нужно нарисовать 3 квадратика "фирма", "сайт", "посетитель" и между ними расставить стрелки с подписями в соответствии с информационными и денежными потоками. Внутри квадратиков нарисовать составные части, если они есть. Лучше, если внутри фирмы будет обозначены подразделения по работе с клиентами, и отвечающие за наполнение сайта. Сайт в свою очередь содержит базу данных и cms.
- Выбор программного обеспечения. В этом разделе обязательно наличие сравнительной таблицы с характеристиками различных программных решений.
Joomla 3.4 | Wordpress 4.4.1 | 1C Bitrix v..... | |
Параметр 1 | хорошо | хорошо | отлично |
Параметр 2 | отлично | хорошо | хорошо |
... | |||
Параметр N |
После таблицы - развернутый сравнительный анализ продуктов, как минимум 1 полная страница А4. Иногда пишут "из таблицы видно, что лучше всего подходит Joomla 3". Из таблицы, на самом деле, ничего не видно. Там только циферки, плюсики и минусы, от которых рябит в глазах. Объясните на словах, почему выбрали Joomla 3, или, например, 1С Битрикс.
Продолжаем дальше перечислять, что должно присутствовать в практической части.
- Подготовка CMS к работе. Установка ПО на сервер, настройка, конфигурирование. Не нужно приводить инструкцию к CMS! Просто опишите свои шаги. Создана пустая база данных при помощи PhpMyAdmin, скачана Joomla 3 с сайта ....., архив распакован в директорию на компьютере, файлы были загружены на сервер по FTP, открыли браузер и набрали в адресной строке адрес сайта, началась установка... И так далее. Разумеется, более подробно и развернуто.
- Разработка шаблона. Сначала рисуется схема расположения элементов сайта на главной и вложенной странице. Создаются графические элементы - логотип, рисунок шапки, фоновый рисунок страницы и т.д. Можно использовать бесплатный графический редактор GIMP вместо платного Adobe Photoshop, чтобы сократить затраты на разработку сайта (они будут отражены в экономической части).
- Построение информационной структуры сайта - категории и подкатегории, в них материалы. Все это делается в соответствии со структурной схемой.
- Установка дополнительных модулей и виджетов - фотогалерея, форум, интернет-магазин, форма обратной связи, SEO-плагины и т.д. Даже если делаете сайт-визитку, пусть это будет не "голая" СМS, добавьте пару плагинов - фотогалерея, комментирование материалов (например).
- Настройка системы навигации - создание меню и привязка его пунктов к тем или иным материалам, категориям или программным модулям.
- Оптимизация сайта - прописывание заголовков, описаний страниц. Работа по улучшению юзабилити.
- Тестирование сайта. Проверка на соответствие сайта требованиям ТЗ. Проверка в разных браузерах и разных разрешениях (от 1024*600). Будет замечательно, если проверка будет проводиться не только на ПК, но и на мобильном устройстве (планшете). Проверка на битые ссылки. Если есть какие-то проблемы - опишите, как они были устранены.
- Разработка стратегии продвижения сайта (только для дипломов и курсовых работ, где в тематике упомянуто продвижение). Есть три основные направления - продвижение контекстной рекламой, продвижение через поисковые системы и продвижение через социальные сети. Плюс - вспомогательные методы, например, указание сайта на визитках, реклама в лифтах, нестандартная реклама (например, вытаптывание адреса сайта на снегу) Понятно, что на практике далеко не всегда это делается, однако подобрать ключевые фразы, нарисовать рекламные баннеры, оценить бюджет продвижения вполне по силам. Описание реальной стратегии продвижения будет большим плюсом!
Глава 3. Экономическая часть
Пример экономической части можно посмотреть в электронной библиотеке НФГИ.
... но это не означает, что ее нужно бездумно "передрать" - в нем много устаревшей информации! Учитывайте в экономической части реальные расходы и цены. Особое внимание уделите проценту страховых отчислений, каждый год он разный. То же самое с тарифами на электроэнергию. Не покупайте для создания сайта компьютер за 50.000 рублей, достаточно ноутбука за 20000 рублей (вместе с ОС). Учитывайте стоимость дополнительного ПО, которое будете использовать - Photoshop, Office, DreamViewer - это все платное!
При расчете амортизации, учитывайте, что амортизируется только "железо", стоимость ПО при расчетах амортизации не учитывается.
Экономический эффект
Есть тонкий момент - оценка денежной отдачи от сайта. Частая ошибка: сайт еще не размещен на реальном хостинге, а его автор пишет - "в первый месяц работы сайт посетили 500 человек, 100 из них сделали заказы она общую сумму 100500 рублей!" Откуда эти цифры? Предлагаю беспроигрышный вариант:
"Согласно прогнозу отдела маркетинга, при расходах на рекламу N рублей в месяц (сумма берется из 2 главы, раздел "разработка стратегии продвижения"), его должны посетить не менее 500 человек и сделать покупки на сумму не менее 100500 рублей". Цифры остались те же, но вы с себя полностью сняли ответственность, если эти цифры не будут соответствовать действительности!
В конце экономической части строится график окупаемости. Он должен иметь примерно такой вид (не как в образце экономической части):
График должен иметь:
- Начало с "нуля". В начале линия проваливается на уровень расходов (в данном случае разработка заняла 1 месяц), потом начинает подниматься вверх
- Подписи к осям
- Место пересечения с осью Х помечается как точка окупаемости
Заключение
Подводите итог. У вас во введении были сформулированы задачи исследования. В заключении указываете, что они были выполнены - по пунктам.
Затем идет список использованной литературы, приложения. О том, как их оформлять - читайте в методичке.